версия для печати
Размер шрифта
+
Фото
Печать

Новации на границе: "одно окно" для дальнобойщиков и ограничения на ввоз товаров физлицами

Начало года ознаменовалось нововведениями на границе. В одном случае речь идет о новой технологии работы сотрудников таможни и касается главным образом грузоперевозчиков, в другом - о таможенном регулировании, а именно - новых ограничениях по беспошлинному ввозу товаров для личного пользования. Данное изменение затрагивает интересы значительного числа граждан, кто регулярно или время от времени бывает в зарубежных поездках. Корреспонденты БЕЛТА в сопровождении представителей Брестской таможни отправились в крупнейшие таможенные посты на белорусско-польском участке границы - "Козловичи" и "Варшавский мост", чтобы на месте оценить действие новых норм.

"Варшавский мост", который в этом году отметит полувековой юбилей, - самый интенсивный по пассажирскому потоку пункт пропуска. При мощности 2700 транспортных средств в сутки, здесь ежедневно следуют 3-3,5 тыс. машин в обоих направлениях. 

"Мы значительно перевыполняем план. При этом следует отметить, что очередей на белорусской стороне, связанной с работой наших государственных контрольных органов, как правило, нет. Очереди бывают на выезд в зеленом коридоре в связи с тем, что сопредельная сторона не успевает обработать то количество транспортных средств, которое мы направляем к ним", - знакомит с ситуацией начальник таможенного поста Елена Ажгиревич.

Времени на совершение контрольных операций при выезде из страны требуется гораздо меньше, чем по въезду. Это обычная практика - каждая сторона защищает свои экономические интересы. При этом на въезд таможенники оформляют в среднем на 200 машин больше, чем на выезд. С утра в пункте пропуска движение на въезд не очень интенсивное. Ситуация изменится после обеда, когда, отоварившись, соотечественники начнут возвращаться из-за Буга.

С нового года изменились нормы беспошлинного ввоза на территорию ЕАЭС товаров для личного пользования, ввозимых физическими лицами. А если точнее - они уменьшились. Теперь без уплаты таможенных платежей разрешено ввозить товары, общая стоимость которых не превышает 500 евро в эквиваленте, а вес - 25 кг. Для тех, кто ездит чаще одного раза в три календарных месяца, нормы еще жестче - 300 евро и не более 20 кг.

В случае превышения установленной нормы необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30% от стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой нормы. Как и раньше, эти нормы не применяются к алкогольным напиткам, пиву, этиловому спирту. Также указанные нормы не применяются и к так называемым неделимым товарам весом свыше 35 кг, которые облагаются по ставке 30%, но не менее 4 евро за 1 кг за каждый килограмм веса.

При этом порядок выпуска таких товаров значительно упрощен. "Раньше человеку, который ездит чаще одного раза в три месяца, в случае превышения норм ввоза надо было подавать декларацию на товары. А это особый, довольно сложный, порядок декларирования. Теперь можно по пассажирской декларации заявить сведения об этих товарах, как о любых других для личного пользования, уплатить необходимую сумму и спокойно ехать дальше", - заметила начальник поста.

По ее словам, на эту процедуру может понадобиться около 15 минут. Оплата производится на месте: в административном здании таможенного поста находятся представители банка, РУП "Белтаможсервис", которые работают круглосуточно. Впрочем, большинство граждан предпочитают вписываться в рамки беспошлинного ввоза и не перебирать нормы.

Как отмечают сотрудники таможенного поста, изменения не отразились на пассажиропотоке. Интенсивность движения в пункте пропуска практически восстановлена и соответствует уровню начала прошлого года.

Эрика - белоруска, живет в Польше возле Бяла-Подляски. Через границу ездит два-три раза в неделю к родственникам. Говорит, изменения норм ввоза товаров ее мало волнуют, больше - работа таможенников. "Я не вожу товар и даже не интересуюсь этим. Если маме что-то надо привезти, это не проблема. Главное, не стоять на границе. Белорусы намного быстрее работают. В основном польская сторона всегда держит", - поделилась она наблюдениями.

О сокращении времени контрольных процедур и ускорении товарооборота через белорусский участок таможенной границы ЕАЭС говорят и в пункте таможенного оформления "Козловичи". Его пропускная способность - 2400 транспортных средств в сутки. В канун новогодних и рождественских праздников наблюдалось традиционное увеличение грузопотока. При плановых 600 за 12-часовую смену в одном направлении здесь оформляли до 700 машин. С 1 января часть функций сотрудников органов пограничной службы здесь возложена на таможенников. В частности, речь идет о паспортном контроле и проверке иных документов.

Водитель Юрий едет из Брянска загружаться в Германию. Последний раз проезжал "Козловичи" перед Новым годом. Тогда, рассказывает, пришлось выстоять в очереди больше 20 часов - терминалы в те дни были забиты машинами под завязку по обе стороны границы. Сейчас на прохождение погранперехода планирует 2-2,5 часа. О том, что паспортный контроль теперь здесь осуществляют таможенники, узнал в пункте пропуска от коллег. "Все зависит от того, как будет организована работа. Если служба налажена - будет хорошо", - считает дальнобойщик.

Нововведению предшествовал эксперимент, который проводился в "Козловичах" с июня по сентябрь в 2017 году. Его результаты были признаны успешными. Внедрение принципа "одного окна" для водителей-дальнобойщиков позволило сократить среднее время нахождения транспортных средств в пункте пропуска более чем на 30%.

"С момента передачи функций прошло чуть больше двух недель. За это время осуществлен контроль около 14 тыс. граждан, проследовавших через пункт пропуска. Выявлено примерно полтора десятка нарушений, связанных с отсутствием договоров обязательного страхования владельцев транспортных средств. Сложностей особых не возникало. Изменения не повлекли увеличения численности сотрудников таможни. На данный момент мы справляемся теми же силами", - рассказал начальник таможенного поста "Козловичи" Александр Войтеховский.

После эксперимента в течение года шла подготовка к внедрению новой технологии работы в "Козловичах", а также железнодорожных пунктах пропуска "Гудогай" на станции Молодечно на границе с Литвой и "Бигосово" на станции Полоцк - с Латвией. За это время были приобретены необходимые технические средства, оборудованы рабочие места таможенников. Более 100 сотрудников Брестской таможни прошли обучение на базе Центра подготовки специалистов пограничного контроля Института пограничной службы.

Старший инспектор таможенного поста Дмитрий Скакун признался, что теперь совершенно по-иному смотрит на свой паспорт. Демонстрирует, как при ультрафиолетовом излучении на страницах документа проявляются листья папоротника.

"Я бы не сказал, что новые дополнительные функции усложнили нашу работу, - говорит он. - Главная трудность - отсутствие опыта. Для нас пограничный контроль - это новое, чем раньше мы не занимались. Нам помогают пограничники, которые остались в пункте пропуска, также мы между собой советуемся, помогаем друг другу, чтобы не допускать никаких ошибок. Опыт - дело наживное, а узнавать что-то новое всегда интересно и полезно".

Светлана ВЕЧОРКО,

Фото Вадима ЯКУБЁНКА,

БЕЛТА

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://www.brest.customs.gov.by/ru/brest-smi-o-nas-ru/view/novatsii-na-granitse-odno-okno-dlja-dalnobojschikov-i-ogranichenija-na-vvoz-tovarov-fizlitsami-9616-2019/
© ГТК РБ При использовании информации ссылка на сайт ГТК Республики Беларусь обязательна 
Поддержка и модернизация - Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»
Разработка - БЕЛТА