версия для печати
Размер шрифта
+
Фото
Печать

Высокая планка ответственности Вячеслава Осинцева

Трудолюбие и огромная ответственность за порученное дело – жизненные принципы, которые, по мнению Вячеслава Геннадьевича, являются основными слагаемыми успеха.

В далеком 1965 году по окончании средней школы был принят учеником токаря на Брестский завод электроизмерительных приборов. Затем, как полагалось, с наступлением 18-летнего возраста Вячеслав Геннадьевич призван на службу в армию. После службы обратно на родной завод. В течение двух лет трудился слесарем-сборщиком радиоэлектронных приборов. Специальность, приобретенная на воинской службе, пригодилась.

В таможню Вячеслав Геннадьевич пришел по путевке комсомола в октябре 1969 года. Службу начинал инспектором в транзитно-грузовом отделе. Все было ново, всему приходилось учиться, благо наставником у него был Николай Иванович Майоров – участник Великой Отечественной войны, который многому научил и во всем оказывал помощь. Это был кристально честный, порядочный и принципиальный человек.

Вячеслав с большим интересом овладевал профессией таможенника, проявлял при этом прилежность и упорство, большую тягу к знаниям и практическим действиям. «Я просто мечтал пробиться в стройные ряды поисковиков-профессионалов и как они, старался вскрывать устойчивые каналы контрабанды. Конечно, удавалось не все и не всегда, но если уже ты поймал удачу, то получаешь такой адреналин», - вспоминает Вячеслав Геннадьевич.

За короткий срок Вячеслав Геннадьевич стал настоящим профессионалом таможенного дела. На его счету много случаев выявления предметов, провозимых с нарушением таможенного законодательства.

Вот всего несколько будничных эпизодов.

В один из июльских дней 1976 года Вячеслав приступил к работе в международном поезде Москва-Берлин. Все шло как обычно. Пассажиры предъявляли свои декларации, вещи. Одно купе, другое и вот последнее, в котором следовал иностранный турист. Без проволочек предъявил декларацию. Она была грамотно и исчерпывающе заполнена. Времени до отправления поезда оставалось в обрез. Вячеслав принял решение досмотреть не вещи, а купе. И, как выяснилось, не ошибся. К трубе отопительной системы был прикреплен целлофановый пакет, в котором находилось десяток золотых колец. Пассажир не признал их своими. Золотые изделия были задержаны по протоколу как бесхозные.

Второй случай. Гражданин выезжал за границу на постоянное жительство. Досматривая его вещи, упакованные в фанерные ящики из-под чая, обратил внимание, что дно одного ящика чуть толще стенок. С помощью шила пробил небольшое отверстие. Стало видно, что там нечто есть. Остальное было делом техники. Через какое-то время перед глазами Вячеслава Геннадьевича и его коллег предстал тайник. Ровными рядами лежала советская валюта. Ее оказалось 50 тысяч. В тот же день и у такой же категории пассажиров в общей сложности задержано 120 тысяч рублей. Сейчас сложно оценить, много это или мало, но чтобы сопоставить отметим: месячная заработная плата инспектора тогда составляла всего сто рублей. За это задержание 25 мая 1979 года Вячеслава Геннадьевича наградили медалью «За отличие в охране государственной границы».

А чем же еще награждается настоящий профессионал? Более ответственным назначением. В 1979 году ему доверили руководство сменой почтово-пассажирского отдела, в 1984-90 гг. – он начальник отдела таможенного поста «Козловичи», а с января 1990 года – начальник таможенного поста «Варшавский мост».

В 1990 году Брестская таможня напоминала осажденный лагерь. Ее главные пункты таможенного оформления «Брест-Центральный» и автопереход «Варшавский мост» не справлялись с потоком пассажиров, хлынувших в Польшу.

Самой горячей точкой стал «Варшавский мост». На дороге, ведущей к пограничному Бугу, выстраивалась гигантская 10-12 километровая очередь из легковушек и автобусов. Надо было что-то предпринимать. Это понимали не только местные власти, но и ответственные люди в Минске и Москве. Правительство даже рассматривало возможность полного прекращения выезда граждан по туристическим ваучерам и паспортам. Когда слухи об этом достигли длинных очередей на границе, пограничники, таможенники и местные власти приготовились к «штурму». В Бресте накануне часа «Х» милицейские наряды были сняты с улиц, остались без охраны многие объекты. Все силы были направлены в район железнодорожного вокзала и Варшавского моста, сюда же пришлось перебросить почти все патрули ГАИ. В последний момент выездной «мораторий» был отменен. Напряжение несколько спало, но толпы «туристов» никуда не делись и погранпукты по-прежнему пребывали в осаде.  

В мае 1991 года прошло заседание коллегии ГУ ГТК СССР, на котором рассматривался вопрос оптимизации таможенной структуры на западной границе. Среди прочих мер, было одобрено создание еще одной дополнительной таможни. Так как уже было понятно, что перспективы роста автомобильного сообщения намного опережают перспективы роста железнодорожного, таможня планировалась сугубо автомобильная. Создать ее было решено на базе двух действующих постов «Варшавский мост» и «Козловичи».

Вячеслав Геннадьевич вспоминает как родилось название таможни.

- С докладом на заседании коллегии выступил заместитель начальника ГУ ГТК СССР Валерий Гаврилович Драганов. Заслушав его доклад, начальник ГУ ГТК Виталий Константинович Бояров принял решение учредить в Бресте еще одну таможню - сугубо автомобильную. В ходе заседания В.К. Бояров поднял присутствующего в зале начальника Брестской таможни Николая Константиновича Алексеюка и поинтересовался, кого тот рекомендовал бы на должность начальника таможни. Николай Константинович в ответ сказал, что полностью поддерживает идею создания в Бресте второй таможни, а начальником ее предложил назначить меня.

Меня вызвали в президиум. В.Г. Драганов охарактеризовал мою кандидатуру, после чего начальник ГУ ГТК В.К. Бояров взглянул на меня и спросил:

- Как же назовем новую таможню?

Надо заметить, что существовала традиция, называть таможни созвучно названиям близрасположенных населенных пунктов. Но когда Алексеюк Н.К. и я сообщили, что населенные пункты именуются Волынка и Вулька, Бояров улыбнулся. Мол, не звучит!

- Так как, начальник, назовем таможню? – повторил он, обращаясь ко мне.

Я смутился, но справился с волнением и предложил назвать таможню по названию пограничной реки, на которой она стоит:

- «Западный Буг», Виталий Константинович!

После краткого совещания члены коллегии утвердили это название. Так 14 мая 1991 года в Бресте родилась таможня «Западный Буг».

Вячеслав Геннадьевич Осинцев шаг за шагом начал создавать новую таможню. Его личный вклад в становлении и развитии специализированной таможенной службы в Брестском регионе, укрепление ее материальной базы, трудно переоценить.

Летом того же 1991 года Беларусь объявила о независимости и суверенитете. В сентябре увидело свет Постановление Верховного Совета республики, согласно которому таможня «Западный Буг» включена в систему таможенных органов Республики Беларусь.

Между тем ситуация на границе и вокруг ее оставалась чрезвычайно сложной. Челночный бум вовсе не шел на убыль. Руководству без всякой раскачки пришлось решать две взаимосвязанных задачи – увеличивать пропускную способность главного пассажирского перехода «Варшавский мост» и одновременно создавать новую, отвечающую требованиям текущего момента, инфраструктуру наиболее значимых таможенных постов.

Понимая, что процессы глобализации международной торговли требуют углубления сотрудничества с россиянами и коллегами из европейских стран, руководство таможни использует все возможности для налаживания международных контактов и связей. Прежде всего, конечно, в фокусе внимания оказываются связи с таможенными службами Польши и Украины.

По межправительственному соглашению с польской стороной с 1992 года таможенный контроль в пунктах пропуска «Варшавский мост» и «Козловичи» начал осуществляться в совместном режиме. Подобное решение, инициированное таможней «Западный Буг» и поддержанное руководством ГТК, позволило резко ускорить процесс таможенного оформления.

В это время создаются и начинают свою работу Малоритский таможенный пост, ТП «Песчатка», «Домачево».

К середине 90-х годов прохождение легкового автотранспорта удалось если не нормализовать полностью, то ввести в цивилизованные рамки. Но обострилась проблема грузового транспорта.

В связи с ростом международной торговли на автодорогах, соединяющих СНГ с Западной Европой, начинается транспортный бум. Грузовой переход «Козловичи» испытывал запредельные перегрузки в силу объективных причин и становится самой нервной точкой западных рубежей Беларуси. В околицах Бреста, на подъезде к «Козловичам» встали километровые очереди. По предложению руководства таможни была рассмотрена возможность организации грузовых терминалов, что позволило бы частично разрешить проблемы связанные с заторами на главной автотрассе Е-30.

В 1997 году в качестве временной меры был использован таможенный терминал, созданный на базе «Совавто-Брест», работающий на выезд. Автопоезда, прошедшие таможенное оформление на терминале, до границы следовали в особых конвоях.

С обочин дорог, ведущих к пункту пропуска «Козловичи» исчезли многокилометровые очереди из грузовиков.

Очередной таможенный терминал, созданный на базе ГАП-1, начинает действовать на въезд. Наличие терминала позволило убрать очереди с моста через Буг.

В 2004 году торжественно с участием Председателя ГТК Александра Шпилевского открыт реконструированный пункта пропуска «Козловичи» и вводится в эксплуатацию реконструированный международный автодорожный пункт пропуска «Брест». Обновленные объекты представляли собой качественно иные объекты. Рабочие места таможенников и других пограничных служб полностью компьютеризированы, действует современная система, ускоряющая обмен информацией.

На протяжении пятнадцати лет бессменным начальником одной из крупнейших в восточной части Европы таможни являлся профессионал своего дела - Государственный Советник таможенной службы ІІІ ранга Вячеслав Геннадьевич Осинцев.

Таможня не раз становилась своеобразным полигоном для обретения передового опыта и новейших технологий. Многие новаторские идеи и решения впервые были реализованы с участием «Западного Буга». Установились прочные деловые контакты с представителями различных правоохранительных органов. Проводились совместные мероприятия, в ходе которых удавалось выявлять достаточное количество тщательно спланированных правонарушений.

Во всем этом Вячеслав Геннадьевич подавал личный пример, неизменно проявлял выдающиеся организаторские способности и глубоко ответственный государственный подход. Ежедневно решая множество самых неотложных дел, никогда не забывал о том, что главное в нашей работе это люди. А самой сильной его чертой характера была целеустремленность. Это качество и позволило решать самые сложные служебные и жизненные задачи. Больше всего в жизни Вячеслав Геннадьевич ценит настоящую мужскую дружбу. В этом весь Осинцев, не умеющий, что-либо в этой жизни делать ниже той высокой планки ответственности, которую он сам для себя установил.

За все время работы в таможенных органах он поощрялся 108 раз.

Сегодня Вячеслав Геннадьевич на заслуженном отдыхе, но, как и прежде коллеги обращаются к нему за советом и помощью.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://www.brest.customs.gov.by/ru/brest-gody_i_sudby-ru/view/vysokaja-planka-otvetstvennosti-vjacheslava-osintseva-1378/
© ГТК РБ При использовании информации ссылка на сайт ГТК Республики Беларусь обязательна 
Поддержка и модернизация - Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»
Разработка - БЕЛТА